Когда и с чего нужно начинать первый прикорм ребенка?

Когда и с чего нужно начинать первый прикорм ребенка?

10 минут
11199
Avatar

лікар-педіатр вищої категорії

Перед тем, как начать прикорм, редкая мама не спросит: «Чем мне кормить ребенка, кроме грудного молока и смеси, и когда можно перейти на другую еду?». Прикорм — это неисчерпаемая тема, и при его введении всегда учитываются здоровье и вкусовые предпочтения малыша.

ПЕРВЫЙ ПРИКОРМ РЕБЕНКА


— Татьяна Владимировна, что такое прикорм и зачем его вводят в детский рацион?

— Введение прикорма — это переходный период от лактотрофного ко взрослому питанию. Ребенок от рождения физиологически и психологически готов воспринимать однородную жидкую пищу, которой является грудное молоко или его аналоги. И до определенного времени они полностью покрывают энергетические и нутритивные детские потребности.

Но ребенок психологически и физически развивается, потребности его растут, и вот уже нужны дополнительные источники энергии. Это совершенно новые по химическому составу и консистенции продукты, которые требуют определенных условий для переваривания и усвоения. Период знакомства с ними — приблизительно с четырех-шести месяцев и до года — называется периодом введения прикорма.


— А как насчет возраста? Когда вводить прикорм на грудном и на искусственном вскармливании?

— Раньше не было адаптированных смесей, поэтому в педиатрической практике предусматривалось введение прикорма в более ранние сроки. Современные молочные смеси, которые употребляют малыши, относятся к адаптированным. Сырье, молоко животных, «переделывают» по особой технологии и, насколько это возможно, приближают его по химическому составу к женскому молоку. Поэтому возраст введения прикорма может быть разным. Прикорм на грудном, смешанном или искусственном вскармливании начинают тогда, когда ребенок психологически и физиологически готов к нему.


Прикорм — это не столько питание, сколько воспитание.


— Как понять, что малыш готов к первому прикорму?

— Существуют некоторые правила, которые позволяют оценить готовность ребенка к введению прикорма: он стремится изучать взрослую пищу, хочет есть ложкой, пить из чашки. Все должно происходить постепенно. Организму надо быть готовым к совершенно иным способам употребления пищи.

Критерии готовности условны и собирательны, потому что один ребенок развивается одними темпами, другой — другими.

Физическая готовность ребенка к прикорму
Психологическая готовность ребенка к прикорму
  • Начинает угасать выталкивающий рефлекс, когда ребенок выталкивает то, что попадает ему в рот, языком.
  • Вес при рождении удваивается, то есть нарастает мышечная масса.
  • Малыш сидит, пусть не сам, но с поддержкой.
  • Есть или намечаются зубки.
  • Проявляется пищевой интерес.
  • Если кормить незаинтересованного ребенка, правильного отношения к еде не формируется. Потеря пищевого интереса приводит к плохому аппетиту в дальнейшем.

Проявившийся комплекс физических признаков и пищевой интерес говорит о том, что ребенок готов учиться есть и принимать новые текстуры и вкусы. Чаще всего такие признаки появляются к шести месяцам, поэтому и существует основная рекомендация — вводить прикорм не ранее шести месяцев. В европейских и некоторых других странах рекомендуют начинать прикорм не ранее четырех месяцев. Но всегда нужно учитывать степень готовности ребенка и период «иммунологического окна».

— Какой подход к введению прикорма выбрать — педиатрический или педагогический?

— Действительно, существуют два таких понятия. Но педиатрический прикорм уже утратил то значение, которое ему придавали раньше, в сравнении с педагогическим.

Педиатрический прикорм

Ранее разные продукты вводились строго по возрастам. Сегодня таких жестких рамок не существует.

Педагогический прикорм

Основан на знакомстве с разными продуктами через микродозы с упором на пищевой интерес, психологическое отношение ребенка к пище.

Что в итоге? Сейчас врачи рекомендуют и соблюдать определенные сроки, и дожидаться пищевого интереса у ребенка.


— По всем признакам малыш готов к твердой пище. Как правильно вводить первый прикорм в его рацион?

— Основная ошибка молодых родителей — начинать кормить пищей той консистенции, которая непривычна ребенку. Чтобы он не отказался, первая еда должна быть однородной, очень простой. Также не стоит начинать прикорм с таких продуктов, как мясо, творог и тех, что не попадают в категорию «детское питание».


Первый прикорм малыша: что давать и в каком виде
  • Предлагают не смешанные с другими монопродукты текучей текстуры.
  • Введение прикорма происходит в первой половине дня, чтобы отслеживать реакцию организма. Вторая половина дня остается за привычной едой, которая успокоит кишечник и позволит ребенку провести ночь более спокойно, даже если прикорм не подошел.
  • Продукты усложняются по мере знакомства с ними ребенка.
  • Еда должна быть одинаковой комфортной температуры 36—37 °C.
  • Выбирая объем прикорма, нужно опираться на интерес ребенка и возрастные нормы.

Самыми простыми по химическому составу для иммунной системы являются овощи или каши. Овощной прикорм рекомендован большинству детей. Он не содержит большого количества белков, которые часто становятся причиной аллергических реакций, и переносится легче. Злаковый прикорм чаще назначают маловесным детям.


В каком возрасте и что дать ребенку в первый прикорм, стоит обсудить с педиатром.


Частые ошибки при введении прикорма
Стремление накормить во что бы то ни стало
Кормление через силу
Нет стимулирования пищевого интереса
  • Слишком раннее начало прикорма из-за мнимой нехватки грудного молока.
  • Введение неподходящих продуктов (соков, фруктов, мяса) в нерекомендованные сроки под давлением окружающих.
  • Развлечение планшетами, мультиками, разговорами для того, чтобы накормить. Пользы это не принесет.
  • Если малышу не нравится продукт, то, возможно, ему не подходит вкус. Или у ребенка режутся зубы, и пища раздражает слизистую, доставляя ему дискомфорт.
  • Если кормить ребенка одними и теми же продуктами длительное время, пищевой интерес может снижаться.
  • Дети легко отвлекаются и быстро теряют интерес к однообразным действиям. Нужно внимательно следить за тем, что и как ест ребенок.


СХЕМА ПЕРВОГО ПРИКОРМА

— Татьяна Владимировна, в какой очередности лучше давать продукты?

— Если начали с овощей, следующий вид прикорма — каши. После них фрукты, потом что-то белковое в зависимости от реакции и адаптации ребенка — либо мясо, либо кисломолочная продукция. После хлебобулочная продукция, рыба.


— Можно ли давать в прикорм фруктовые соки?

— ВОЗ, гастроэнтерологи и аллергологи не рекомендуют фруктовые соки детям до года, как и цельное молоко. Существуют рекомендации по употреблению фруктовых соков детьми старше года. Их дают в определенных дозированных количествах из-за большого количества фруктовых кислот и сахара.


— Что давать сначала: грудное молоко и детскую смесь или прикорм?

— При введении прикорма сначала дают новую еду — прикорм, затем докармливают привычной — грудным молоком либо смесью. По мере увеличения объема прикорма уменьшается количество смеси. Грудь ребенок сосет столько, сколько хочет. Но есть группа детей, которые предпочитают сосание груди прикорму. Для них эти процессы стоит немного разобщить: давать прикорм на кухне, а грудь сразу же, но в другом месте.


— Как часто следует прикармливать малыша?

— Можно кормить его как угодно, лишь бы кормить. Но когда есть система, можно отследить и выявить причину нарушения самочувствия ребенка. Поэтому должна быть регулярность введения прикорма: давать его ежедневно и на один вид прикорма отводить примерно две недели. В первую неделю предлагать с нарастающим объемом какой-то один продукт, в следующую неделю вводить другой либо дать организму привыкнуть к первому виду прикорма.


— Что делать, если ребенок отказывается от еды, отворачивается и отталкивает ложку?

— Если ребенок потерял интерес на 50—70 мл пищи, стоит остановиться на этом количестве и не пытаться накормить его через силу. Всегда остается грудь либо смесь, которой малыша докармливают. Он не будет голоден, и при этом у него сформируется позитивное отношение к еде.

Кроме того, у каждого ребенка могут быть свои вкусовые предпочтения, и они не всегда совпадают с предпочтениями родителей. Взрослым несоленая брокколи может казаться невкусной, а ребенок будет смотреть на нее совсем иными глазами и есть с аппетитом. Поэтому до года не используются соль, усилители вкуса: малыша знакомят с оригинальным вкусом продукта. И если что-то не нравится, нужно вводить другие продукты из групп «овощи» и «каши».


— Можно ли давать ребенку готовый прикорм или следует обязательно готовить каши и пюре самостоятельно?

— По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, право готовить или покупать баночное питание предоставляется маме.

Баночное детское питание сертифицировано и имеет гарантии качества и безопасности.

Это всегда удобно — открыл и покормил, освобождает руки и время мамы.

Домашняя пища должна соответствовать требованиям безопасности.

Сырье должно быть высокого качества, блюдо — свежим и храниться в соответствии с рекомендациями по хранению. Но, как правило, для маленьких детей пищу готовят перед употреблением.


— Чем полезны детские каши MAMAKO® на козьем молоке?

— На этапе введения молочных продуктов можно отдавать предпочтение как коровьему, так и козьему молоку. Мамам нравятся молочные каши на козьем молоке. Обычно дети лучше реагируют на их вкус и активнее их едят, поскольку вкусовые качества таких блюд всегда выше. К тому же белок козьего молока створаживается в более рыхлый комочек, который легче переваривается, дает хорошее насыщение.

Ребенка знакомят с каждой кашей по отдельности, начиная с безглютеновых каш из 1 вида крупы, а потом можно совмещать их как угодно, предлагать каши из пяти злаков и еще более сложные по составу. Молочную продукцию дети должны получать как до года, так и после этого возраста. Но если до года цельное молоко в качестве основного питания не рекомендовано детям, то каши на адаптированном молоке вполне могут быть в их рационе в качестве полноценного и легко усвояемого завтрака.



Прикорм в жизни ребенка — очень важное событие, и нужно определить степень его готовности к новой пище. Знакомят с ней ребенка постепенно, переходя от одного вида прикорма к другому, при этом сохраняя основной вид питания — грудное молоко или молочную смесь. Благодаря такому плавному подходу ребенок знакомится с новыми продуктами, учится их употреблять и переваривать, получает нужное питание и энергию, которые необходимы ему для развития.

Читайте также

Наверх